Суббота, 20.10.2018, 09:43
Приветствую Вас, гость! Гость | RSS

Сайт учителей русского языка и литературы Родионово-Несветайского района

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » ЕГЭ » Работа с текстом

Работа с текстом как средство подготовки к итоговой аттестации

                  Русский язык – это предмет, который должны знать обязательно все учащиеся, живущие и обучающиеся в России. И это       обязывает нас, учителей русского языка и литературы, искать свои пути, свои методики, которые помогут подготовить    учеников к трудному экзамену, повысить качество компетенций обучающихся в области языкознания.

                 Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризуют новые подходы к определению целей   обучения. Вошло  в обиход и  уже получило  права гражданства понятие «компетенция». Специальными целями преподавания русского языка в школе является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся .

              Введение этих понятий в лингводидактику не случайно. Оно находится в русле компетентностного подхода, признанного сегодня одним из оснований модернизации российского образования. В основу обновленного содержания образования положены "ключевые компетентности ", которые рассматриваются как конкретизированныецелиобразования. 
Утверждение названных понятий обусловлено достижениями современной психологической и лингвистической науки: теории речевой деятельности, коммуникативной лингвистики, исследующей общие закономерности речевого общения и функционирование языковых средств в реальных  актах общения, а также  когнитивной лингвистики, предлагающей системное описание и объяснение механизмов усвоения языка.
Немаловажной представляется и попытка разработать целостную концепцию языкового образования в школах России, включающую  изучение русского языка, реализовать единые подходы и в определенной мере единый понятийный аппарат.
      Наконец, введение понятий компетенции и ее типов соотносится с мировой теорией и практикой определения целей и уровней владения языками. Основная теоретическая предпосылка введения этих понятий - это разграничение языка и речи. Введение понятия "компетенция" в методику преподавания русского языка в школе связано с поисками более точного, строгого определения целей обучения, с выявлением уровней владения языком, иначе говоря, с ответом на вопрос, как ученик владеет языком. Под компетенцией в современной методике понимается совокупность знаний, умений и навыков, которые формируются в процессе обучения русскому языку и которые обеспечивают овладение им и служат развитию личности ребёнка.

          Исходя из такого понимания компетенций, описание их включает в себя:

            1) знания, которые должны быть усвоены;

           2) умения и навыки, которые в соответствии с деятельностным подходом должны быть сформированы.


     Однако цели обучения рассматриваются  в системе школьного образования, которое решает задачи не только обучения, но и воспитания. Целью становится не просто усвоение знаний и формирование умений, но и развитие личности школьника, его интеллектуальных и творческих способностей, ценностных ориентаций. Поэтому рассмотрение компетенций в преподавании русского языка в школе обязательно предполагает третий компонент –развитие личности ребёнка. В теории и практике преподавания русского языка выделяются компетенции: языковая, лингвистическая, культуроведческая, коммуникативная. 
В преподавании русского языка формирование языковой компетенции занимает неодинаковое место. В первом случае речь идет об освоении новой для учащихся семиотической, знаковой системы. Дети усваивают звуковую и лексическую системы русского языка, его грамматические категории, учатся понимать русскую речь и строить собственные высказывания.

            Известно, уже в 5 -6 лет родным языком дети практически владеют. Поэтому в его преподавании по сути речь идет уже не о формировании, а о совершенствовании языковой компетенции. Эти задачи традиционно решаются в школе: вводятся новые пласты лексики, пополняется фразеологический запас, обогащается грамматический строй речи учащихся: усваиваются морфологические нормы, нормы согласования, управления, построения предложений разных видов, речь школьников обогащается синонимическими формами и конструкциями .

            Коммуникативная компетенция должна выступать как ведущая, подчиняющая себе языковуюи лингвистическую. Конечно, формирование коммуникативной компетенции осуществляется на основе языковой и лингвистической. Однако, учитывая значение языка в развитии личности школьника, его общей и познавательной культуры, важнейшей ценностной ориентацией является формирование лингвистической компетенции целесообразно считать не только обязательным и необходимым условием овладения речевой деятельностью, но и средством языкового развития, расширения лингвистического кругозора учащихся, познания ими языка как специфической знаковой системы и общественного явления, в конечном счете формирования языковой личности. Формирование лингвистической и коммуникативной компетенции - две одинаково важные задачи преподавания русского  языка.


      В нашей школе в настоящее время активно исследуются сложные проблемы контроля знаний и умений. Введение в практику школы понятия компетенции дало более четкие ориентиры для разработки измерителей уровня подготовки школьников по русскому языку,что в конечном счете значительно изменило  всю систему контроля, учета и оценки этого уровня. Не случайно оценка уровня владения языком включает и тесты для определения языковой и лингвистической компетенции, а коммуникативная компетенция определяется при проверке уровня владения речевой деятельностью (чтением, письмом, устной монологической и диалогической речью).

                 Такое понимание места коммуникативной и лингвистической компетенции в целях обучения русскому языку обусловливает и различия в их соотношении в методике преподавания русского языка. В преподавании русского языка конечная цель - формирование коммуникативной компетенции, подготовка учащихся к успешной сдаче экзамена в формате ЕГЭ - этой цели по сути дела подчинен весь процесс обучения.

         Экзаменационная работа соотносится с  конечными  результатами обучения русскому языку, обозначенными в целевых установках курса русского языка:  сформировать  у выпускников  лингвистическую, языковую и коммуникативную компетенций.  Главным инструментом проверки знаний при сдаче ЕГЭ является тест. Экзаменационный тест проверяет:

1.          знания о языке как системе (знания по лексике, словообразованию, морфологии, синтаксису);

2.          речеведческие знания – текст: основная мысль, средства связи в нем, типы речи, стили речи;

3.          специальные учебные умения (владение способами действия с языковым материалом основе понятий и правил);

4.          орфографическую и пунктуационную грамотность;

5.          владение нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, морфологическими, синтаксическими, стилистическими);

6.          умение анализировать текст: проводить смысловой, речеведческий, языковой анализ текста;

7.          умение создавать текст в жанре рецензии, отзыва или эссе.

    Содержание ЕГЭ охватывает практически все разделы русского языка. Для того чтобы успешно справиться со всеми заданиями теста, ученик должен представлять язык как систему, свободно ориентироваться  в грамматических явлениях языка, иметь знания о системе языковых средств, которые обеспечиваются усвоением определенного круга лингвистических правил.Поэтому  в основу подготовки к успешной сдачи ЕГЭ в нашей школе положены  концептуальные подходы к обучению и воспитанию: учет индивидуальных особенностей личности; формирование навыков коллективной творческой работы и самостоятельной, целевая ориентация не на приобретение знаний, а на развитие мышления, воспитание ума, преемственность. Весь комплекс мероприятий при подготовке к ЕГЭ  объединяет одна идея: знания, навыки и умения, полученные в процессе освоения разделов курса русского языка, ученики реализуют в практической самостоятельной работе под руководством учителя.

        Поэтому основными целями  и задачами обучения являются следующие:

Цель:

формирование и развитие у выпускников трех видов компетенций:языковой (умение определять, правильно ли написано слово, верно ли расставлены знаки препинания в предложении), лингвистической (способность опознавать языковые единицы и классифицировать их) и коммуникативной (способность понимать высказывание, связно и логично строить текст).

Задачи:

-обобщить и систематизировать знания по разделам языкознания, представленным в КИМах ЕГЭ и изучаемым в школьной программе;

-развивать письменную речь учащихся, пополнять их теоретико-литературный словарь;

-совершенствовать знания и умение находить в тексте и определять функцию средств выразительности разных уровней;

-совершенствовать умение отражать личностную позицию в сочинении при помощи аргументации; стройно и последовательно излагать свои мысли и оформлять их в определённом стиле и жанре;

-повышать уровень грамотности учащихся.

    Подготовка к ЕГЭ должна вестись в процессе изучения русского языка и развития речи постоянно, ноона должна обязательно отличаться от традиционного повторения школьной программы по русскому языку и должна быть строго ориентирована на определённую форму экзамена и на специфическую систему проверки.  Необходимо целенаправленное обобщающее повторение материала, многие теоретические знания нуждаются в углублении и в противном случае учащиеся могут не справиться с ЕГЭ не потому, что плохо знают учебный материал, а потому что психологически не готовы к выполнению такого рода заданий.

 Тестовые задания ЕГЭ могут использоваться на обычных уроках (на этапах закрепления нового материала), на специальных уроках обобщающего повторения, на уроках-практикумах, на уроках нестандартного типа, уроках-зачетах. Использование персонального компьютера на уроках русского языка может существенно повысить качество подготовки к ЕГЭ. Представим  на экранах ваших мониторов текст и задания к нему. Этот же текст вы видите на мультимедийном экране. Вам необходимо в процессе анализа делать пометки в тексте, отметить стилистические особенности и другие задания.

        Уроки нестандартного типа (уроки-путешествия, конкурсы, КВНы и другое) существенно активизируют интерес учащихся к заданиям ЕГЭ, адаптируются к ним, но проводить их лучше не в 10-11 классах, а в 5-6 классах, где в игровой форме выполняются тестовые задания.

    В тестах ЕГЭ достаточно много заданий, связанных с работой над текстом. Удобны для проведения подготовительной работы по тексту специальные уроки – уроки-практикумы (комплексный анализ текста). На таких уроках можно научиться членить текст на смысловые части и определить последовательность предложений, выработать навыки построения своих высказываний на основе знаний о строении текста, необходимые для сдачи ЕГЭ: тема, основная мысль, проблема текста.

 

Каждый учитель русского языка на сегодняшний день имеет свою методику, которая позволяет его учащимся справиться с данным заданием  на экзамене. Невозможно  добиться успеха в чем-то, если сам учитель плохо представляет особенности заданий, трудность  темы. Учитель должен сам решить не один десяток тестовых вариантов, чтобы по-настоящему разобраться во всех предлагаемых заданиях. Например, это вопросы по темам, которые в учебниках только упоминаются и подробно не изучаются на уроках.

Курс русского языка считается завершенным  в 9 классе. Но в 10-11 классах встает проблема повторения правил русского языка, т.к. впереди ЕГЭ. При довольно небольшом количестве уроков русского языка в неделю, повторение их на практике бывает крайне сложно, т.к. просто не хватает на это времени.

Поэтому подготовка к экзамену, по моему мнению, должна начинаться уже в пятом классе, когда учащиеся на уроках русского языка знакомятся с первыми орфограммами и пунктограммами,  работают над развитием своей речи, культурой общения

С 5 класса ученики должны уметь пользоваться  справочным пособием по русскому языку, где собраны в схемах и таблицах все правила русского языка.

Для эффективного усвоения и контроля знаний, умений и навыков  я включаю в учебный процесс тестовые формы контроля с 5-го класса, помогая учащимся овладеть техникой работы с тестами, комплексный анализ текстов, изложения разного характера, постепенно готовя их к  экзамену в формате  ЕГЭ. (Смотри  приложение №1: разработка урока русского языка в 6 классе «Подготовка к изложению»).

Но все-таки целенаправленно учащиеся начинают готовиться к Единому государственному экзамену только в 10-11 классах. Уроки в 10-11классах должны носить обобщающий характер. Практически на каждом уроке  использую разминки на повторение.  Такой вид работы помогает при повторении всех разделов русского языка.  Например, работа над произношением и лексическим значением слов; задания по словообразованию; орфографический разбор слов, пунктуационный и синтаксический разбор предложений; работа по исправлению грамматических ошибок.

На первых уроках русского языка в 10 классе знакомлю учащихся с формой проведения ЕГЭ, его целями и задачами, бланками и  КИМами, критериями оценки.  Сразу показываю справочники, словари, пособия, которые могут помочь учащимся при самостоятельной подготовке к ЕГЭ, показываю CD-диски и рекомендую школьникам, какими Internet - ресурсами он может воспользоваться.

Подготовку к ЕГЭ в 11 классе я начинаю с теории. Теоретический материал по основным и наиболее сложным разделам представляется в обобщенном и компактном виде в схемах и таблицах. Подобная систематизация материала способствует максимальной наглядности, обобщению знаний.Кроме того, таблицы развивают аналитические способности учащихся и активизируют их зрительную память. Восстанавливаем, систематизируем необходимые теоретические знания с помощью лекций, презентаций, семинаров.

 По моим наблюдениям, особые затруднения у учащихся  вызывает задание 24: нахождение средств языковой выразительности.Хочется поделиться своим опытом подготовки учащихся   к выполнению данного задания.

Задание 24  проверяет умение определить наиболее важные средства выразительности, которыми пользуется автор текста, чтобы более точно и ярко передать свои мысли и чувства.

Как показывает практика, задание 24  является наиболее сложным из заданий ЕГЭ по русскому языку, что объясняется несколькими причинами. Это и обилие терминов, сложных для запоминания, большой список понятий для анализа и применения в тексте рецензии самого задания 24  и расположение задания в конце части – все это не располагает учащихся к заданию этого типа. Поэтому целесообразно запланировать серию уроков по работе над средствами выразительности.

Однако умение находить средства языковой выразительности важно и в более широком смысле: без навыка видеть их в тексте, определять их роль невозможно до конца постичь авторский замысел, разобраться в смысловых акцентах, которые помогают выявить авторскую позицию, а значит, адекватно воспринять текст. А тексты русских поэтов и писателей ХХ века, на которых происходит отработка данного умения, содержат в себе культурологический и воспитательный потенциал русского языка, показывают тесную связь языка с культурой, что способствует формированию культурологической компетенции.

Какие же методы и приемы возможно применять при подготовке к выполнению задания 24?

Чтобы повторить с учащимися 11 класса термины; совершенствовать у них умения различать тропы, стилистические фигуры и другие средства выразительности; определять их роль в тексте,  нами было разработано несколько уроков.

Учащимся надо прежде всего знать перечень средств, понимать особенности каждого из них, знать термины, с помощью которых называются эти средства, осознавать отличия между этими средствами. Нужно научиться обнаруживать эти языковые средства в тексте и правильно их называть.

Изобразительно-выразительные средства русского языка настолько многочисленны и разнообразны, что до сих пор нет чёткой их классификации. Поэтому в некоторых учебниках используются разные термины, с помощью которых называются эти средства: тропы, фигуры речи, изобразительно-выразительные средства, средства художественной выразительности и т.п.Потом целесообразно познакомиться с формулировкой задания, затем остановиться на том, что следует знать для правильного выполнения этого задания и что от учащихся требуется. Делая акцент на формулировке задания, мы подводим их к выводу, что  необходимо научиться отличать тропы от фигур речи. Например, из 9 перечисленных в задании средств выразительности 2,5,7,8 – это ТРОПЫ. Среди них ищите нужное. Круг поиска сужаем. Становится проще.

Даем не только определение базовых понятий на уроке, но приводим перечень фигур речи и тропов, звукописи и средств выразительности в широком смысле. Это разграничение позволит осмысленно подойти к выполнению задания 24  и выполнить его успешно. Для лучшего запоминания и разграничения всех средств выразительности  мы ввели цветовые обозначения для каждой группы изобразительно-выразительных средств, и на протяжении всей работы над этой темой во всех материалах  прослеживается эта особенность. В таблице имеется список наиболее употребительных средств выразительности русского языка. Среди них мы отметили те, которые могут встретиться на ЕГЭ( Работа со слайдами №2).

        Отработка умения отличать тропы от фигур речи может проходить на уроке в виде задания, выполняемого по группам. Каждой группе выдается набор карточек с названиями тропов и фигур речи вперемежку. Их задание – составить список.  Работа проходит в режиме соревнования: за правильно выполненное задание команда получает балл и может за урок  набрать нужное количество баллов.  После освоения теоретического материала по словарю терминов, составленному учащимися заранее по данным терминам, на тренажере «Карточки - запоминалки» проводится отработка умения определять тип изобразительно-выразительного средства. Листаются слайды скарточкам – запоминалками, и термин с примером запоминаются легко и непринужденно. Практика показывает, что учащимся пример вспомнить легче, чем саму формулировку термина. Например, литота – мальчик с пальчик, эпитет – грустная роза.

( Работа со слайдом  №3).

При подготовке к выполнению задания 24 уместно использование различной справочной литературы, в частности толкового словаря, а также словарей синонимов, антонимов, фразеологизмов. Кроме того, особое внимание, конечно, будет уделено случаям переносного употребления слов, наблюдению за тем, как при таком использовании меняется не только семантическая, но и образная характеристика слова.

Алгоритм выполнения задания 24

1.

Вспомнить, что означают указанные в задании лингвистические термины.

2.

Внимательно прочитать каждое словосочетание/предложение, содержащееся в

рецензии.

3.

Определить, каким средством выразительности является каждый из примеров,

приводимых в рецензии.

4.

Выбрать правильный ответ.

 

После такой подготовки ребенок приходит на экзамен не только вооруженным знаниями, но и спокойным, собранным, с готовой стратегией. Безусловно, шансов получить высокий балл у ученика, прошедшего специальную подготовку на уроках и факультативах, гораздо выше, чем у остальных.Ведь знания, полученные в полном объеме, умноженные на внутренние уверенность и душевный комфорт,  – это залог успеха!

 

И в заключение некоторые рекомендации психологического характера.Подготовка к экзаменам является актуальным и достаточно непростым вопросом для многих учащихся. Чрезмерное волнение, различного рода переживания, а порой даже стресс наблюдается у людей в этот ответственный период жизни. Ведь от успешной сдачи ЕГЭ во многом зависит поступление в Вуз, а хорошее высшее образование, как известно,  - это путёвка в жизнь!

 Старшеклассники – это большие дети,  и как все дети они нуждаются в сочувствии и поддержке. Не надо их пугать: «Ты ничего не знаешь! Ты не сдашь экзамен!» - они и так этого очень боятся. Лучше поддержите их: обязательно хвалите за любой, пусть даже очень малый успех. Школьники должны знать, что есть люди,  которые помогут  им справиться с трудностями, - это  их учителя.

 

Категория: Работа с текстом | Добавил: lga (26.03.2015)
Просмотров: 612 | Теги: подготовка, сочинение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск