Суббота, 20.10.2018, 08:56
Приветствую Вас, гость! Гость | RSS

Сайт учителей русского языка и литературы Родионово-Несветайского района

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » ФГОС » Проектная деятельность

Использование технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности образовательного пр

 

Использование технологии проектного обучения

на уроках русского языка и литературы

как средство повышения эффективности образовательного процесса.

 

"...В новых условиях учителю необходимы новые

(а может быть, и хорошо забытые старые) методы,

позволяющие по-новому организовать процесс

учения / обучения, взаимоотношения между

 учителем и учеником".
Н.Ю. Пахомова

 

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. В суть метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

 Что же такое проект? Посмотрим в словарь.

 

ПРОЕКТ, -а, м. 1. Разработанный план сооружения, какого-н. механизма, устройства. П. здания, моста. П. реконструкции улицы. Дипломный п. (в техническом вузе). 2. Предварительный текст какого-н. документа. П. резолюции. 3. Замысел, план. Заманчивый п. В проекте была экскурсия в горы. || прил. проектный, -ая, -ое (к 1 знач.). (словарь С.И.Ожегова)

 

Проект в Энциклопедическом словаре:
Проект - (от лат. projectus - букв. - брошенный вперед), 1) совокупностьдокументов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооруженияили изделия. 2) Предварительный текст какого-либо документа. 3) Замысел,план. 

 

Значение слова Проект по словарю Даля:
Проект м. лат. прожект франц. план, предположение, предначертание; задуманное, предположенное дело, и самое изложение его на письме или в чертеже. Проектный,проектовый, к сему относящ. Прожектировать что, франц. задумать, загадать, сообразить и предположить к исполнению; составлять для сего записку, чертеж и пр. -ся, предполагаться, предназначать, предначертаться. Прожектирование, действие по глаг. Прожектёр, -рка, охотник до проектов, у кого многопредположений, задач для исполнения; затейщик, выдумщик. Проекция ж. математ. и чертежное изображение тела, или очерков его, на плоскости, с сокращениями и изменениями углов и погибов, согласно тому, как они должны представиться глазу. Для проекции принимаются не расходящиеся лучи зрения, а отвесные и равнобежные. Проекционный, к сему относящ. 

 

Проектная технология широко распространена в американских и японских школах. В переводе с латинского означает «самостоятельный поиск пути» («брошенный вперед»).

В последние годы в отечественном образовании наблюдается необычайный интерес к методу проектов, ориентированному на самостоятельную (индивидуальную, групповую) работу, предполагающую использование исследовательских и поисковых методов, творческой деятельности учащихся, знакомство с разнообразными источниками информации, несущими вариативные точки зрения.

И в этом нет ничего удивительного. Ведь сегодня очень важно сформировать личность, способную адаптироваться в изменяющихся условиях жизни, способную работать с обширнейшей информацией, которая стала доступной благодаря информационно-коммуникационным технологиям. Задача школы заключается не в том, чтобы передать детям сумму знаний, а в том, чтобы научить их получать эти знания. Поэтому сегодня неотъемлемой частью учебного процесса становится проектная деятельность, которая позволяет реализовать личностно-ориентированный и практико-ориентированный подход в обучении.

"Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить" - эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.

В методике преподавания русского языка и литературы метод проектов занимает особое место, так как позволяет ученику самостоятельно формировать собственные интеллектуальные структуры, воспитывает способность к обучению, рассуждению, действию. Это позволяет преодолеть созерцательность, рефлексивность и пассивность учащихся в обучении.

Метод проектов формирует креативно-интеллектуальную активность, коммуникативные умения, широкое усвоение информационных технологий.

Проектной деятельности может предшествовать «мозговой штурм», в процессе которого обозначатся новые интересные проблемы для учащихся.

В процессе проекта учащиеся синтезируют знания в ходе их поиска, интегрируют информацию смежных дисциплин, ищут более эффективные пути решения задач проекта, общаются друг с другом. Совместная деятельность реально демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого учащиеся ставят цели, определяют оптимальные средства их достижения, всесторонне проверяют компетентность личности.

 Чтобы добиться такого результата, необходимо научить учащихся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Он актуален также широкими человеческими контактами, знакомством с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему.

 

Учебно-познавательный проект – это ограниченное во времени, целенаправленное изменение определенной системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися.  За определенное время (от одного урока до нескольких месяцев) учащиеся решают познавательную, исследовательскую, конструкторскую либо другую задачу. Необходимо получить новые знания в ходе решения учебно-познавательной проблемы.

Цель проектного обучения – овладение общими умениями и способностями в стенах школы, но при этом приоритет отдается самостоятельной учебе в группах (командах), а также развитию социального сознания.

Как правило, в основе проекта лежит какая-то проблема. Чтобы ее решить, требуется владение большим объемом знаний и определенными умениями:

  • интеллектуальными (умение работать с информацией, с текстом, вести поиск  информации, анализировать информацию, делать выводы);
  • творческими (умение генерировать идеи, умение находить множество вариантов решения проблемы, умения прогнозировать последствия того или иного явления);
  • коммуникативными (умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, лаконично излагать мысли, находить компромисс с собеседником).

 

С чего начать? Прежде всего, познакомить учащихся с классификацией проектов.

Проект бывает с точки зрения:

- познавательной деятельности – развивающим;

- по характеру познавательной деятельности – исследовательским;

- по методу исследования – творческим;

- по содержательному аспекту – обучающим;

- по характеру координации – явным (руководит проектом учитель-предметник);

- его использования – научным или прикладным (применяется в какой-либо прикладной области);

- по количеству участников – индивидуальным или групповым;

- по характеру контактов - например, среди учащихся одного класса;

- по продолжительности – краткосрочный (тематический) или долгосрочный (одно учебное полугодие).

 

На уроке очерчивается общая проблема, происходит актуализация данной проблемы, затем учащиеся разбиваются на несколько групп по 3-5 человек, определяют в своей группе значимую в исследовательском творческом плане проблему, требующую интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения. Затем в каждой группе определяется практическая, теоретическая и познавательная значимость предполагаемых результатов. Учитель инструктирует учащихся по ходу работы, оказывает помощь в структурировании содержательной части проекта.

Ход работы над проектом может быть определен в общем виде через следующие этапы:

  1. Подготовка к работе над проектом:

     - определение темы и целей проекта;

     - формирование групп для работы над проектом;

     - планирование этапов работы.

2. Работа над проектом в группах:

      - планирование работы;

      - исследование;

      - оформление выводов и результатов.

3. Представление – защита проекта.

4. Оценка проекта (несколько уровней оценки):

      - самооценка;

      - оценка других групп;

      - оценка учителя;

      - оценка специально созданной группы экспертов.

5. Рефлексия – анализ меры своего участия в общем деле:

      - Что мы  делали?

      - Как мы делали?

      - Каковы результаты?

      - Каков мой личный вклад в решение проблемы?

 

Более широко можно развернуть  эту схему можно следующим образом:

 1. Подготовительный или вводный этап (погружение в проект).

  • Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта).
  • Определение цели, формулирование задач.
  • Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей.
  • Выдача письменных рекомендаций участникам проектных групп (требования, сроки, график, консультации и т.д.).
  • Утверждение тематики проекта и индивидуальных планов участников группы.
  • Установление процедур и критериев проекта и формы его представления.

 

2. Поисково-исследовательский этап.

  • Определение источников информации.
  • Планирование способов сбора и анализа информации.
  • Подготовка к исследованию и его планирование.
  • Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстраций.
  • Организационно-консультационные занятия. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе реализации проекта.

 

3.      Трансляционно-оформительский этап.

  •  «Предзащита» проекта.
  • Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.
  • Подготовка к публичной защите проекта:
  • определение даты и места;
  • определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий внутри группы (медиаподдержка, подготовка аудитории, видео- и фотосъемка и т.д.);
  • стендовая информация проекта.

 

4.      Заключительный этап.

  • Публичная защита проекта.
  •  Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.

 

Правила успешной проектной деятельности.

1. В команде нет лидеров. Все члены команды равны.

2. Команды не соревнуются.

3. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.

4. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.

5. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.

6. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

"План действий учащихся в проекте" включает в себя:

1. Выбор темы проекта (исследования).

2. Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь?) Записать ответы.

3. Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение - гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему?) Записать ответы.

4. Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат?) Записать план своих действий, время выполнения каждого шага.

5. Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).

6. Получаем результаты. (Если что-то не удалось - это тоже результат).

7. Анализируем результаты. (Сравниваем полученные результаты с данной гипотезой).

8. Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.

9. Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.

Эти памятки помогают учащимся успешно двигаться к достижению цели – созданию проекта.

 

Формы организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках:

Некоторые нетрадиционные формы занятий:

  • урок – исследование, 
  • урок – лаборатория, 
  • урок - творческий отчёт, 
  • урок изобретательства, 
  • урок «Удивительное рядом», 
  • урок - рассказ об учёных, 
  • урок - защита исследовательских проектов, 
  • урок – экспертиза, 
  • урок «Патент на открытие», 
  • урок открытых мыслей и др. 
  •  

Подготовительный этап 5-7 классы:

  • сохранение исследовательского поведения учащихся как средства развития познавательного интереса и становления мотивации к учебной деятельности; 
  • учащиеся начинают работать с научно-популярными изданиями, учебной литературой, решают конкретные проблемы, проводят небольшие исследования, результаты которых оформляются в основном в виде рефератов. Краткие сообщения по ним школьники делают на конференциях по параллелям. Необходимо отметить, что этот вид деятельности интересен не только школьникам, но их родителям, которые вносят определенную долю своего интеллектуального труда в работы учащихся. 

Развивающий этап 8 и 9 классы:

  • развитие у обучающихся способности занимать исследовательскую позицию, самостоятельно ставить и достигать цели в учебной деятельности на основе применения элементов исследовательской деятельности в рамках предметов учебного плана и системы дополнительного образования; 
  • активизируется становление сферы исследовательских интересов учащихся, их работы отличаются большей самостоятельностью и носят личностно-ориентированный характер. Исследовательская работа имеет долгосрочный характер и завершается представлением и защитой докладов и рефератов на научно-практической конференции. 

Этап непосредственной учебно – исследовательской деятельности в перспективе 10-11 класс:

  • развитие исследовательской компетентности и предпрофессиональных навыков как основы профильного обучения; 

(т.е. самостоятельное практическое владение технологией исследования)
 

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

В оценке результата исследования учитывается:

  • участие в исследовании: активность каждого участника в соответствии с его возможностями; совместный характер принимаемых решений; взаимная поддержка участников проекта; умение отвечать оппонентам; умение делать выбор и осмыслять последствия этого выбора, результаты собственной деятельности; 
  • выполнение исследования: объем освоенной информации; ее применение для достижения поставленной цели; 
  • также могут оцениваться: корректность применяемых методов исследования и методов представления результатов; глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей; эстетика оформления исследования. 

Достоинства этой технологии:

1. Значительное увеличение самостоятельной работы учащихся.

2. Получение навыков самостоятельного поиска и обработки необходимой информации.

3. Повышение мотивации учащихся в учебе.

4. Процесс обучения становится самомотивируемым, так как возрастает интерес и вовлеченность в работу по мере ее выполнения.

5. Активизация познавательных интересов учащихся.

6. Повышение самооценки учащихся, занимающихся выполнением проектной работы.

7. Предоставление каждому возможности самореализации.

8. Развитие творческих способностей учащихся.

9. Вовлечение всех учащихся в коллективную мыследеятельность.

10. Развитие коммуникативных навыков, умения работать в коллективе.

11. Получение навыков презентации себя и своей работы в различных формах: устной, письменной, с использованием новейших технологических средств.

12. Практическая значимость большинства проектов позволяет готовить подростков к жизни в социуме.

 

Внедрение метода проекта в учебный процесс – это эффективная форма работы учителя и ученика, которая создаёт оптимальные условия для самореализации познавательных компетенций каждого ученика.

 

Категория: Проектная деятельность | Добавил: lga (26.03.2015)
Просмотров: 1992 | Теги: проект, Урок | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск